Канарские новости | Фото дня | Погода | Веб-камеры | Карты Канарских островов
Канарские острова
Карта Канарских островов
Espanol
English

Поиск

Архитектура XV - XVI вв.

Чуть более, чем за сто лет, на Канарских островах произошел процесс культурной эволюции, которая «перенесла» архипелаг из доисторических времен в западную цивилизацию в полном смысле этого слова. Это был сложный период, полный ошибок, сомнений и разочарований касательно различных художественных решений. Эволюция стиля происходила без навязывания жестких догм и в соответствии с ожиданиями и потребностями населения. Поэтому процесс взаимодействия уже проверенных стилистических решений с особенностями местной культуры и традиций не приносил никаких неудобств. Канарское общество остро чувствовало свою изоляцию, что выражалось в тенденциях к синкретизму, дополняемых местными особенностями и отличными от континентальных хронологическими рамками.
 
Серьезно изменилась структура населения островов. В процессе завоевания архипелага испанцами местное население оказалось в меньшинстве по сравнению с завоевателями. Доиспанскому населению, привязанному к своей территории, по физическим причинам не хватало мобильности. С приходом испанцев появились средства, облегчавшие перемещения на другие острова. С континента на архипелаг прибыли люди самых разных национальностей: большинство составляли испанцы и португальцы; в меньшем количестве (но с высоким социальным статусом) на Канарских островах появились каталонцы, генуэзцы, фламандцы, французы, мориски и другие.
 
Как мы видим, население архипелага было очень многонациональным. В архитектуре во многом выражалась идентичность этого пестрого общества, основой которой стали прагматизм и функционализм. Так, с конца XV в. постепенно вырисовываются черты канарской архитектуры, которые удачно отвечали новым природным и климатическим условиям жизни. Выбирались только те варианты, которые доказывали свою функциональность. Такая позиция стала определять особенности архитектуры Канарского архипелага.
 
Об архитектуре Канарских островов ранее конца XV в. известно очень мало. Известно, что Жан де Бетанкур привез из Нормандии Жана Ле Масона, чтобы начать строительство первых зданий. В 1406 г. Масон получил заказ возвести собор Рубикон на Лансароте, а также две крепости там же, церковь на Фуэртевентуре и сооружение с тремя колодцами на пляже Сан Марсиал (San Marcial) на Лансароте. Все сооружения очень небольших размеров и выполнены из остаточных материалов. Только колодцы были сделаны качественно – они должны были обеспечивать водой группу нормандцев, поэтому там выполнена облицовка, к тому же прочность их весьма высока.
 
Вторая половина XV в. оставила свидетельства военной архитектуры – сеньоры возводили крепостные башни в стратегически важных местах для контроля за местным населением. Возможно, они уже чувствовали приближавшуюся внешнюю угрозу.
 
Интересным примером является башня Торре дель Конде (Torre del Conde) в Сан Себастиан де Ла Гомера. Возведена она была около 1450 г., в архитектуре прослеживаются готические элементы. Если ранее она считалась построенной под влиянием испанской традиции (башня Мерино в Сантильяна дель Мар или башня Оменахе крепости Кастильо де Оропеса), то сегодня исследователи отмечают в ее архитектуре влияние португальской традиции (башня крепости Марвао или не существующей сегодня крепости Брага). Без сомнения, не все крепостные башни строились с таким высоким качеством, как на Ла Гомере, где глина заменялась известью. Гомес Эскудеро пишет в своей хронике, что в строительстве башни Гандо «принимали участие многие канарцы, принося камни и воду для глины».
 
Не менее важными, чем фортификационные сооружения, были места отправления культа. Так на архипелаге появились первые обители, типология которых была очень проста: опалубка из камней и глины и крыша из материала растительного происхождения. В исключительных случаях использовался обожженный кирпич - не только из-за своих строительных качеств, но и как признак богатой отделки. Здесь уместно вспомнить первый собор Асунсьон (Templo de Asunción) в Сан Себастиан де Ла Гомера, датируемый 1450 г.
 
Периферийное положение Канарских островов создало свои архитектурные особенности, к которым добавились особые обстоятельства. Удаленность от места происхождения и плохая коммуникация задерживали обновления стиля. Новые образцы не были выполнены по строгим формальным канонам мест, откуда происходили. Кроме того, в новом канарском обществе не существовало великих мастеров, которые заботились бы о чистоте и верности стилистических приемов.
 
Поэтому логично предположить, что эстетические архитектурные программы были, в основном, сведены к декоративным аспектам. Без сомнения, когда речь идет о включении каких-либо образцов в рамки определенного стиля, в первую очередь анализируются наиболее яркие внешне стороны архитектурного ансамбля. Эволюция других частей здания, например, структурной или пространственной, в хронологической перспективе минимальна. Если оставить в стороне декоративный аспект, то эта эволюция будет выражаться в легких местных вариациях. Местный стиль уходит корнями в стиль мудехар, который, укоренившись на архипелаге, приобрел здесь свою особенную неповторимость. Получившаяся модель подчиняется следующей схеме: возведение стен из необтесанного камня, нефы с колоннами в классическом порядке, поддерживающие полукруглые арки, над которыми размещаются стропила по законам стиля мудехар, и плоская верхняя часть.
 
Что касается гражданской архитектуры, количество этажей в здании обычно не превышает трех, а в центре находится дворик. Также характерной чертой являются окна, открывающиеся вертикально, - наследие северных традиций, попавшее сюда через Португалию. Иногда они дополняются маленькими оконцами цокольного этажа. Кровля выполняется из желобчатой черепицы. Балкон, венецианское окно или галерея, в зависимости от возможностей хозяев могли превращаться в элементы удивительной роскоши. На Канарских островах скудность материалов компенсировалась искусностью работы с ними, например, с деревом. Это прослеживается как во внешней отделке (створки, навесы, фигурные водостоки, балконы), так и в интерьере (каркас, подпорки, ставни). В случае с соборами главные стилистические особенности выражались в декорировании, а не конструкции. Касательно архитектуры Канарского архипелага сложно говорить о ренессансе или барокко, скорее, это здания в стиле мудехар с ренессансными или барочными чертами.
 
Образцы религиозной архитектуры архипелага ясно очерчиваются к концу ХVI в. с появлением тосканского архитектурного ордена. С тех пор и до начала XIX в. формальная схема повторяется практически механически, изменяясь только в исключительных случаях, если надо было подчеркнуть уникальность здания (приход Консепсьон в Ла Оротаве на Тенерифе – Parroquía de la Concepción de La Orotava), если потребности заказчика сильно отличались от местных особенностей (Собор иезуитов в Лас Пальмас де Гран Канария) или если дело заключалось в простом подражании (древний приход Лос Ремедиос в Ла Лагуне на Тенерифе –Parroquía de Los Remedios). Все эти здания были воздвигнуты во второй половине XVIII в., когда местная модель начала разрушаться под напором нового поколения, защищавшего идею соответствия канарской архитектуры европейским параметрам.
 
Без сомнения, формальная стабильность, которую мы видим, не может быть применима с той же строгостью по отношению к пространственному аспекту зданий. Можно предположить, что в рамках религиозной архитектуры XVI в. при строительстве только двух соборов особое внимание уделялось пространственному аспекту – это Кафедральный собор (Catedral) в Лас Пальмас де Гран Канария и церковь Консепсьон (Cocepción) в Ла Лагуне, главный приход на Тенерифе. В остальных случаях со времен завоевания возводились маленькие обители, которые затем надо было перестраивать в соответствии с увеличением населения местности, добавляя в существующие образцы соборов новые пространства.
 
В свете такой разнородности нельзя не задержаться на монастырских соборах королевских городов, некоторые из которых были даже больше похожи на образцы в стиле мудехар Иберийского полуострова (собор монастыря Санто Доминго в Санта Крус де Ла Пальма – Convento de Santo Domingo).
 
Нужно отметить, что XVI в. является одним из наиболее важных и активных периодов по формированию традиций канарской архитектуры. Некоторые ученые выделяют в нем три неравных по длительности периода: зрелой готики, испанского декоративного стиля платереско, эволюционировавшего позднее в классицизм, а также последнее десятилетие века, когда начинается эпоха маньеризма, господствовавшего большую часть XVII в.
 
Готике XVI в. на архипелаге не хватало континентальной пышности, однако здесь у нее были свои особенности, не повторявшиеся больше нигде. Геополитическое расположение островов превратило их в зону активных споров между испанцами и португальцами, численность населения которых, как уже было сказано, была здесь наибольшей среди всех национальностей. Следствием стало присутствие архитектурных вариаций, как испанских, так и португальских, которые переплетались между собой – маркиз де Лозойя назвал это Атлантической готикой. Без сомнения, подобная тенденция угадывается в образцах как пограничных областей (Эстремадура, Галиция), так и на территории архипелагов Макронезии.
 
На Канарском архипелаге присутствие португальской традиции прослеживается весьма явно. Высокий процент португальцев среди населения широко не обнародовался никогда Кастилией, поскольку подобный факт мог поставить под угрозу эффективность и прочность испанской власти. Однако официальная статистика говорит о большой доле мастеров португальского происхождения на архипелаге. В 1522 г. из пятнадцати плотников иностранного происхождения девять были родом из Португалии, пять из Андалузии и один из Франции.
 
Неудивительно, что в таком обществе, как канарское, присутствие человека с более высоким уровнем образования сразу же получало широкий отклик в нестабильной ситуации со строительством. Потребность в профессионалах позволяла делать цеховые списки нестрогими, в результате чего в работах участвовали некомпетентные люди, а результаты оказывались далеки от желаемых.
 
Особенно это чувствуется на Тенерифе: обитель Грасия (Gracia) отклонилась от вертикального положения, в церкви Консепсьон (Concepción) возникли проблемы с колоннами, а в приходе Лос Ремедиос (Los Remedios) пришлось реконструировать башню. Наконец, в 1532 г. Муниципальный совет (Cabildo) острова избрал Хуана де Паласиоса, одного из лучших мастеров XVI в. на архипелаге, руководить строительством. Он работал в Португалии, затем в Сан Себастиан де Ла Гомера.
 
Паласиос почти двадцать лет являлся Старшим мастером при строительстве кафедрального собора в Лас Пальмас де Гран Канария, а также собора Санта Ана (Templo de Santa Ana). Известно, что он принимал участие также в строительстве церквей Ла Асунсьон (La Asunción) в Сан Себастиан де Ла Гомера, Сан Хуан (San Juan) в Тельде на Гран Канарии, Эль Сальвадор (El Salvador) в Санта Крус де Ла Пальма, Санта Мария (Santa María) в Бетанкурии на Фуэртевентуре, а также здания Муниципального совета (Cabildo) на Тенерифе. Считается, что Паласиос внес огромный вклад в развитие канарской архитектуры. Среди его достижений – модель собора с колоннами, первые попытки приблизиться к миру классической архитектуры, а также использование португальских традиций XVI в. (большой круглый карниз, колонны, отделение порталов от остального фасада и др.)
 
В гражданской архитектуре с трудом можно найти пример архитектуры этого времени. С одной стороны потому, что ситуация на островах Короны непосредственно после завоевания едва ли позволяла нечто иное, чем строительство по суровой необходимости, а на островах с сеньориальной властью не было достаточных средств для строительства, и обтесанные камни были здесь роскошью. С другой стороны, потому что лишь немногие дома, построенные в это время, затем уступили место более просторным и богатым сооружениям. Остались лишь декоративные элементы, которые использовались при строительстве более ранних сооружений или просто формально повторялись. Таким примером может служить комплекс арок в районе Вегета (Vegueta) в Лас Пальмас де Гран Канария.
 
В Лас Пальмас также находится образец портала, выполненного в ансамбле со зданием, сегодня являющимся Домом Колумба (Casa de Colón). Ансамбль датируется двадцатыми годами XVI в., в его планировке можно найти множество уникальных вещей: очень интересен дом Санта Гадеа-Мансель (Santa Gadea-Mansel), являющийся уникальным образцом северной готики.

Главная | Новости | Канары | Отдых | Погода | Фото дня | Карты Канар | Веб-камеры | Форум
© 2007 IC7.ru См. раздел: Копирайт - защита и условия использования материалов ресурса. Администратор: mar@ic7.ru