Канарские новости | Фото дня | Погода | Веб-камеры | Карты Канарских островов
Канарские острова
Карта Канарских островов
Espanol
English

Поиск

Архитектура XVI - XVIII вв.

С 1530-х гг. на Канарских островах появляются первые признаки смены архитектурного стиля. Наиболее древним образцом, близким к ренессансным формам, считается собор Асунсьон (Templo de la Asunción) в Сан Себастиан де Ла Гомера (1525 г.), в архитектуре которого прослеживается явное желание выполнить в новом стиле капитель. Вряд ли это была работа Хуана де Паласиоса, но портал этого собора точно выполнен им – вместе с готическими элементами там присутствуют и близкие к новому стилю элементы.
 
Следующим образцом, более зрелым, является фасад церкви Сан Хуан (Iglesia de San Juan) в Тельде (Гран Канария) работы Паласиоса. С этого времени архитектурные сооружения принимают новые формы – на первый план выходит староитальянский стиль. К концу века на архипелаге начинает появляться тосканский архитектурный орден, который, однако, укореняется здесь только в XVII в. Первым известным образцом является приход Эль Сальвадор (Parroquía de El Salvador) в Санта Крус де Ла Пальма, датируемый 1588 г. Эта весьма ранний пример, особенно если учитывать задержку во введении на архипелаге различных новшеств. Однако нельзя забывать привилегированное положение столицы Ла Пальмы, которая вела активную торговлю с европейскими государствами, в особенности с Фландрией.
 
XVI в. оставил нам примеры ранних попыток обновления стиля в работах Хуана де Паласиоса. В это время происходит радикальная смена вкусов заказчиков и строителей, сделавшая популярным возведение зданий в романском стиле. Нужна была все большая площадь соборов в связи с ростом населения. Это, в свою очередь, вело к расширению строительных цехов, что давало возможность успешно обновлять древние сооружения. Одним из наиболее ранних примеров является реконструкция в 1549 г. прихода Лос Ремедиос (Los Remedios) в Ла Лагуне.
 
Хуан де Паласиос выбрал путь соединения позднеготических традиций с новыми веяниями. Особенности географии архипелага – территориальная «раздробленность» - не могла привести к единству стиля на островах. В этот период выделяются три новых важнейших центра архипелага: Реаль де Лас Пальмас, Санта Крус де Ла Пальма и Сан Кристобаль де Ла Лагуна.
 
Эволюция архитектурных форм на втором этапе проходила от декоративного стиля к пуристским идеям, которые с годами оформились в принцип округлости форм. В общем, со временем модели приближались к универсальным образцам, что приводило к появлению на архипелаге трактатов, определяющих работу местных мастеров. Один из наиболее архаичных образцов – часовня госпиталя Сан Педро Мартир (San Рedro Mártir) Тельде, завершенная к 1551 г.
 
Свидетельством отсутствия синхронности в развитии архитектуры служит тот факт, что пока в Ла Лагуне и Лас Пальмас продолжалась указанная эволюция стиля, пятнадцатью годами позже, в 1565 г., в Санта Крус де Ла Пальма был воздвигнут лучший классический архитектурный ансамбль Канарского архипелага. Речь идет о часовне Нуэстра Сеньора де Монтсеррат (Nuestra Senora de Montserrat), сегодня посвященной Иисусу Христу де Ла Пьерда Фриа (Cristo de la Pierda Fria) в церкви францисканского монастыря. Входная арка не стрельчатая, как в других случаях, стиль во многом гротескный. Часовня завершается куполом, появляются кессоны, однако их выполнение еще не столь искусное.
 
В то время как идет процесс эволюции к наиболее ортодоксальным формам стиля, появляется также феномен, больше не повторившийся нигде на островах – сооружается серия крытых галерей из камня в крупных мужских монастырях (в Ла Лагуне - Сан Мигель де лас Викториас, францисканский, не сохранился, Санто Доминго, доминиканский, Эль Эспириту Санто, августинский; в Лас Пальмас де Гран Канария – Сан Педро Мартир). Наиболее старый из них – Сан Мигель де лас Викториас (San Miguel de las Victorias), в котором впервые нижние галереи завершаются полукруглыми арками. До настоящего времени он не сохранился, однако осталось его описание, датированное июлем 1522 г.
 
Августинский монастырь, воздвигнутый в районе 1560 г., является единственным, в котором каменные колонны расположены на двух этажах, и обнаруживает португальское влияние. Нельзя, естественно, исключать и испанского влияния на стиль здания: об этом свидетельствует так называемая «ламанчская капитель».
 
Монастырь Сан Педро Мартир (San Pedro Mártir) выполнен в более пуристском стиле. Это единственный образец, где на каменных полукруглых арках располагается второй этаж.
 
В 1570 г. новый главный мастер кафедрального собора Санта Ана (Santa Ana) Педро де Нереа составил проект часовни Ла Вирхен де Ла Антига (La Virgen de La Antigua, сегодня Санта Тереза – Santa Teresa). Строительство этой часовни означало новый шаг в развитии канарской архитектуры. Нереа предложил четкий и ясный проект новой ренессансной модели. Ансамбль заметно отличался от всего, что возводилось на архипелаге до этого. Пространство было прекрасно организовано, с четкой классической композицией колонн, пилястрами, карнизами и антаблементами.
 
Развитие архитектуры в Санта Крус де Ла Пальма шло своей дорогой. В 1585 г. создается лучший образец пуристской архитектуры на Канарских островах: главный портал прихода Эль Сальвадор (Parroquía de El Salvador). Работа Педро Эскерры, мастера из Эстремадуры, была окончательно завершена только в XVIII в.
 
Теперь необходимо сказать несколько слов о трактатах об архитектуре, утверждавших особенности стиля и становившихся опорой для заказчиков и исполнителей в деле создания чертежей образцовых моделей канарского классицизма. Первый опыт использования подобных трактатов появился вместе с итальянскими и фламандскими семьями, представлявшими многовековые культурные традиции и активно занимавшимися меценатством в течение всего века. Также нельзя забывать о военных инженерах, опиравшихся на многолетнюю итальянскую традицию, которых Корона постоянно направляла на архипелаг для поддержания оборонительной системы.
 
Наибольшей популярностью на архипелаге пользовались две книги: работа Диего де Сегредо, опубликованная впервые в 1526 г., и трактат Себастьяна Серлио, появившийся на одиннадцать лет позже. О приоритете одного трактата над другим на островах говорить сложно. В случае с церковью Эль Сальвадор (El Salvador) в Санта Крус де Ла Пальма мастера опирались на труд Сегредо, хотя позднее Эскерра удвоил количество колонн и добавил две волюты, окаймляющие центральный акротерий – все это безошибочно можно отнести к идеям Серлио.
 
Гражданская архитектура заимствует многое из готических образцов. Если сравнить портал дома Моксика-Матос (Moxica-Matos) в Лас Пальмас де Гран Канария с уже упоминавшимся домом Санта Гадея, можно найти бесспорное сходство в чертежах, но есть между ними и значительное различие: теперь появляется множество элементов ренессансной архитектуры.
 
Также здесь нужно упомянуть портал дома Корехидор (Corregidor) в Ла Лагуне (Тенерифе), Сейчас там располагается Муниципалитет (Ayuntamiento). Но самым интересным образцом гражданской архитектуры этого периода является фасад Муниципального совета (Ayuntamiento) в Санта Крус де Ла Пальма. Сохраняя традиции строительства общинных зданий, этот дом содержит уникальные элементы архитектуры.
 
Как и в случае с религиозной архитектурой, в гражданском строительстве ренессансные формы становятся со временем более округлыми; образцом здесь служит здание Каса Рехенталь (Casa Regental).
 
Канарские острова, имея значительные торговые и культурные связи с югом Испании, были по этой причине ближе к андалузскому маньеризму. Этот стиль отличался на архипелаге формальной сдержанностью. Теперь заказчики заботились не только о выдержанности стилевого решения, но и об определенном композиционном решении – свидетельство этому можно найти в переписке вдовы Педро Вестерлинга с мастером Хуаном Бенитесом.
 
Фасад собора Сан Маркос (San Marcos) в Икод (Тенерифе), построенный, вероятно, в 1560-1570 гг., представляет собой весьма зрелый образец стиля. Воздвигнутый на 15 лет раньше, чем фасад церкви Эль Сальвадор (El Salvador), являющейся образцом пуристской архитектуры на архипелаге, этот собор выполнен по законам Серлио.
 
Интересно, что элементы, вышедшие из моды или устаревшие, могли быть проданы, к примеру, другому собору. Так случилось с порталом прихода Лос Ремедиос (Parroquia de Los Remedios) в Ла Лагуне.
 
Гражданская архитектура поднялась на такие высоты, что превзошла религиозную. Образцом тут служит дом Леркаро (Lercaro) в Ла Лагуне – здание, при строительстве которого было решено использовать целый ряд новшеств, которые не встречаются позднее, но которые, без сомнения, отображают нестандартность мышления мастеров на фоне традиционной местной архитектуры. Портал выполнен в стиле Серлио, наверху находятся украшения в виде гротескных масок. Без сомнения, генуэзское происхождение заказчика обуславливает изысканность и желание выделить здание из ряда типично канарской архитектуры. Украшение пролетов штриховкой в староитальянском стиле только подтверждает эту гипотезу. Особого внимания заслуживает также дворец Нава (Nava) в Ла Лагуне.
 
И все же, страстное желание разделить историю архитектуры на самостоятельные этапы приводит к серьезным заблуждениям. На самом деле, процесс представляется ученым гораздо проще: речь идет об одной продолжающейся линии, которая медленно и постепенно меняет свою траекторию. То, что получается в итоге, - один стиль с различными вариациями. Это как раз случай с огромным циклом классицизма, который начинается в XV в. и заканчивается с последними попытками продолжения романтического классицизма. Барокко в таком случае представляет всего лишь часть этого цикла, законы которого продолжают предыдущие традиции.
 
На Канарском архипелаге - периферийном регионе, погруженном в собственную самобытность, - стиль барокко выражается в декоративных формах, внутреннем убранстве образцов религиозной архитектуры. Динамика этой архитектуры представляется как непрерывная продолжающаяся линия. Установившиеся в ХVI в. правила c появлением архитектуры барокко практически не изменились.
 
Барокко выражалось в очень конкретных элементах и имело, главным образом, декоративный характер. Речь здесь идет об элементах, обычно связанных с работой каменотесов, как в случае с фасадами зданий. Так, барочное обновление зедсь, как и в остальном испаноговорящем мире, органично вписывалось в развитие традиций XVII в.
 
XVII в. ассоциируется с активным развитием строительства. Следствием улучшения экономики архипелага явился рост населения, что требовало расширения пространства религиозных сооружений. В гражданской архитектуре низкое качество строительных материалов компенсировалось добавлением орнамента, который можно охарактеризовать как барочный. Однако при декорировании копировались известные образцы. Так, обитель Ла Ампуйента (Ermita de La Ampuyenta) на Фуэртевентуре выделяется своим клиросом, покрытым росписью; автор, вероятно, восхищался изумительными работами Падре Поццо; однако остальные элементы обители расписаны с крайней неопытностью.
 
Переход от маньеризма к барокко практически незаметен. Некоторые исследователи выделяют так называемый постманьеризм, господствовавший большую часть XVII в. (1625-1680 гг.). В строительстве соборов сохраняется традиция классических моделей XVI в., как в случаях с Эль Сальвадор (El Salvador) в Санта Крус де Ла Пальма или Пуэрта дель Айре (Puerta del Aire) Кафедрального собора (Catedral) Канарских островов. Новшеством является более интересное использование каменного материала для усиления контраста света и тени. Образцами здесь являются фасад Оспиталь де Долорес (Hospital de Dolores) в Ла Лагуне и фасад собора Сан Франсиско (Templo de San Francicso) в Лас Пальмас де Гран Канария, датируемый 1683 г. Подобная модель повторяется с незначительными изменениями на территории всего архипелага: образцами служат храм де Вега (Santuario de Vega) в Рио Пальмас на Фуэртевентуре и главный фасад приходской церкви в Пахаре на этом же острове. Последняя отличается экзотическим художественным оформлением с явным влиянием индейской традиции.
 
XVIII в. знаменует собой возрастающую роль церкви в политической и общественной жизни региона. Здания, демонстрируя верность моделям XVI в., растут в высоту – это относится как к новым соборам (августинские церкви в Ла Оротаве и Ла Лагуне), так и к старым соборам, в тот период активно обновлявшимся. Ярким примером новых веяний служит церковь Санта Ана (Iglesia de Santa Ana) в Гарачико: она была разрушена в результате извержения Монтанья Негра (Montana Negra) в 1706 г. и после реставрации выросла по меньшей мере на треть. Фасады украшаются волнистыми линиями (до этого господствовали зигзагообразные узоры), что является португальским наследием; кроме того, используется покрытие тесаным камнем (церковь Сан Франсиско в Санта Крус де Тенерифе – Iglesia de San Francisco, приходы в Гранадилье и Гуимаре, церковь Санта Доминго в Тегисе на Лансароте – Santo Domingo).
 
Также используются более простые эскизы, состоящие в ограничении портала трехдольной формой, как в случаях с приходом Ла Асунсьон (Parroquía de La Asunción) в Сан Себастиан де Ла Гомера и церковью Консепсьон (Concepción) в Вальверде на Эль Йерро.
 
Огромный вклад в развитие архитектуры принес XVIII в. – его достижением, без сомнения, является купол. До этого момента, за исключением кафедрального собора (Catedral) Канарских островов, на архипелаге доминировал стиль мудехар. Иезуиты взялись покончить с этой традицией и построили церковь дель Колехио (Iglesia del Colegio) в Лас Пальмас де Гран Канария. Эта работа стала настолько необычной, что еще до завершения ее строительства не замедлили появиться подражатели. Высшие чины духовенства церкви Лос Ремедиос (Los Remedios) в Ла Лагуне, узнав о новой постройке, подкупили одного из мастеров с Ла Гомеры, работавшего там, чтобы он построил купол и над их собором. Работа его оказалась неплохой, но он не смог правильно рассчитать нужный вес на точки опоры, и через некоторое время его сооружение стало растрескиваться.
 
Многие значительные соборы острова хотели также получить привилегию поставить купол, но местные мастера не были достаточно образованны, а приходам не хватало денег, чтобы пригласить специалистов. В качестве альтернативы мастера стали использовать португальскую технику. В это время, к середине века, мастера начинают расписывать плоские кровли. Первые образцы были в точности заимствованы у португальцев, но позднее появились две параллельные традиции – иконографическая (Сан Франсиско де Санта Крус) и панорамная (церкви Сан Хуан в Ла Оротаве, Санта Каталина в Такоронте, приход Ла Виктории, Консепсьон в Вальверде и др.)
 
К этому моменту на архипелаге было всего лишь три церкви с куполом: Сан Франсиско (San Francisco) в Борхе, Базилика дель Пино (Basílica del Pino) и Консепсьон (Concepción) в Ла Оротаве. Церкви Консепсьон (Concepción) в Санта Крус и приход Эль Саусаль (Parroquía de El Sauzal) – более поздние образцы. Однако их проектировку нельзя назвать барочной. Барокко выражено здесь в интерьере (алтари), а структура осталась традиционной. Лучшим образцом архитектуры XVIII в. на Канарских островах считается церковь Консепсьон (Concepción) в Ла Оротаве, но даже здесь пространство организовано по законам XV в.
 
Эволюция гражданской архитектуры очень похожа на то, что происходило с архитектурой религиозной. Как и в религиозных сооружениях, здесь элементы классической схемы обретают большую массивность. Интересны образцы, весь фасад которых покрыт тесаным камнем – это дворец Саласар (Salazar) в Ла Лагуне и более ранние дом Кондес де Ла Гомера (Casa de los Condes de La Gomera) в Гарачико и дворец Саласар (Salazar) в Санта Крус де Ла Пальма.
 
Вклад военных инженеров в развитие строительства можно наблюдать во дворце Карта (Palacio de Сarta) в Санта Крус де Тенерифе. Фасад является ярким примером раннего классицизма и дворцового барокко. Дворы выполнены в стиле мудехар с очень изысканным декором. Организация пространства традиционна, но некоторые элементы обновляют старую традицию. Этот дворец считается одним из лучших образцов жилой архитектуры XVIII в. на Канарском архипелаге. К местной традиции здесь добавлены элементы более академического стиля, что делает дворец уникальным и неповторимым сооружением.

Главная | Новости | Канары | Отдых | Погода | Фото дня | Карты Канар | Веб-камеры | Форум
© 2007 IC7.ru См. раздел: Копирайт - защита и условия использования материалов ресурса. Администратор: mar@ic7.ru