Канарские новости | Фото дня | Погода | Веб-камеры | Карты Канарских островов
Канарские острова
Карта Канарских островов
Espanol
English

Поиск

Историцизм и модерн

Историцизм
 
Историцизм – один из архитектурных стилей, которые не получили широкого распространения на Канарских островах. Исключением является только Лас Пальмас, где этот стиль возник достаточно быстро и прочно укрепился. В этом отношении нельзя не принимать во внимание влияние, которое оказывали на формирование вкусов первые инженеры каждый в своем городе. В Лас Пальмас это был Леон и Фалькон, который применял приемы нового стиля в создании фасадов зданий, особенно в их орнаменте. В Санта Крус де Тенерифе это Мануэль де Ораа, которому всегда удавалось удовлетворить потребности заказчиков и в работе которого во многом прослеживаются черты архитектуры классицизма.
 
В обоих городах знакомство с новым стилем происходило примерно в одно и то же время, в середине века. В Санта Крус историцизм коснулся в большей мере декоративных аспектов, нежели строительных. В 1864 г. общество Эль Рекрео (El Recreo) в Санта Крус удивило своих членов, украсив один из салонов в неоготическом стиле. Авторами были известные мастера, которые занимались, в основном, пластическими искусствами, как, например, Гумерсиндо Робайна, поэтому новый стиль ограничивался введением отдельных декоративных элементов. Репертуар, правда, был весьма широким: в том же году общество Ла Аурора (La Aurora) воздвигло беседку в центре своего восточного салона. Иногда создавались чрезвычайно сложные проекты, как, например, проект Ла Ауроры, приуроченный к визиту инфанта дона Энрике Марии де Бурбона, первого члена королевской семьи, посетившего Канарские острова. Кстати, в новых проектах нередко угадывались классицистические мотивы.
 
На улицах появлялись триумфальные арки, которые создавались по трем моделям: классической, арабской и готической. Они были приурочены к таким историческим датам, как, например, проведение телеграфа в Санта Крус де Тенерифе, а также различным политическим событиям и визитам важных персон.
 
Поколение архитекторов, получивших образование в недавно созданной Высшей школе Архитектуры (Escuela Superior de Arquitectura), пришло в города с различными подходами, а в случае с Санта Крус де Тенерифе – без каких-либо формальных принципов. 29 лет спустя в Лас Пальмас было создано первое здание в стиле историцизма, но объективно едва ли можно так определить его стиль. В 1866 г. Мануэль де Камара утвердил проект здания Комендатуры порта (Capitanía) - небольшого здания на пристани. Конструкция была выполнена в стиле классицизма, а верхние части окон были сделаны в форме подковы. Это вызвало огромное удивление, стиль здания называли «совершенно новым».
 
1892 г. отмечен созданием площади Пласа де Торос (Plaza de Toros). С этих пор в моду вошло имитирование неоисламистских элементов. Годом раньше был придуман уникальный фасад здания типографии в стиле неомудехар, однако в итоге заказчик предпочел, чтобы он был выполнен в стиле французского эклектизма.
 
Религиозная архитектура могла бы также развиваться по пути христианского неоготического историцизма, как это было на некоторых островах, но в Санта Крус де Тенерифе не было необходимости в возведении новых соборов, да и у духовенства было недостаточно образования в культурном плане, чтобы их могли заинтересовать подобные предложения. Кроме того, благодаря компромиссу между церковью и властью, большее внимание уделялось реставрации уже существующих соборов, чем возведению новых. Было создано несколько англиканских церквей – для иностранцев, попавших на архипелаг.
 
Итак, одни организации, по обыкновению, придерживались правил классицизма для возведения своих зданий, другие общества пытались выделиться с помощью использования приемов модернизма (Мореходный клуб - Club Náutico - в Санта Крус де Тенерифе) или возвращения к барокко (Кружок друзей – Círculo de Amistad). Оставалась буржуазия, которая образовала в Лас Пальмас целый район в стиле историцизма – Тафира (Tafira), сделав, по сути, его своей второй резиденцией.
 
На Тенерифе ситуация выглядела несколько иначе: буржуазия проводила лето в Ла Лагуне или в Такоронте и предпочитала в качестве летних резиденций традиционные сельские дома, наиболее типичные для этой местности.
 
Такой феномен, как постройка вилл в окрестностях городов, встречается на Тенерифе нечасто. Виллы Кристобаля Ботеля или доктора Ковьелы нельзя считать примерами, из которых можно было бы извлечь какие-то выводы; скорее, это исключения. По чертежам с ними сходен отель Кисисана (Hotel Quisisana). Здесь надо упомянуть такого архитектора, как Мариано Эстанга. Его работы очень немногочисленны, но уникальны. Он предпочитал археологический историцизм, неординарно подходил к выбору материалов и форм.
 
В рамках такого эклектизма на Гран Канарии необходимо отметить одну уникальную работу - как по своим чертежам, так и по техническим и прочим характеристикам. Речь идет о церкви Сан Хуан Баутиста (Iglesia de San Juan Bautista) в Арукасе. Для выбора проекта этой церкви был учрежден конкурс, который выиграл каталонец, живший в Барселоне, - Мануэль Вега Марч, в 1908 г. Данный проект порывает со всеми традиционными для острова принципами и продолжает линию развития каталонского ренессанса, начатую Хоаном Марторели. Директор работ по строительству этой церкви, Фернандо Наварра, оживил в ней традиции искусства каменотесов Арукаса.
 
С 1908 г. развитие историцизма на архипелаге входит в свою завершающую стадию. Возникают лишь отдельные образцы, такие, как беседки кладбища Санта Ластения (Santa Lastenia) или дом Симон (Casa Simón) в 1930 г. Если церковь нуждалась в эти годы в новой постройке (часовня Сьервас де Мария - Capilla de las Siervas de Maria), работы всегда выполнялись в стиле эклектизма, поскольку историческая память стала чем-то крайне неясным. К проектам добавлялись какие-либо элементы, которые могли исполнять функцию символа христианской веры.
 
В 1920 г. наблюдается недолгий подъем интереса к восточной экзотике, главным образом, арабской. На это повлияла французская новелистика. Данный феномен нашел выражение в редких декоративных элементах интерьеров зданий, в настоящее же время практически ничего не сохранилось.
 
На Ла Пальме историцизм нашел выражение в религиозной архитектуре. Однако случаи эти также крайне редки, и чаще всего дальше чертежей дело не шло. Кроме того, ни у инженеров, ни у заказчиков не сохранилось ностальгического настроения по поводу прошлого, как было раньше в архитектурной культуре городов.
 
К счастью, на Ла Пальме не проявилась тенденция, столь ярко выраженная на других островах после заключения в 1851 г. Конкордата между Церковью и Государством. После него религиозные здания стали обновлять согласно новым принципам и веяниям. На Ла Пальме реставрации происходили с сохранением старинного облика здания. Однако в тех случаях, когда возводились новые соборы, нередко применялась двойная практика: историцизм, сопровождавшийся всем декором, свойственным готике, и эклектизм, в рамках которого здание лишалось множества дополнительных украшений в пользу округлых форм. Лишь в некоторых случаях добавлялись неоготические элементы, самым важным из которых была стрельчатая арка. Наиболее наглядным примером является проект новой церкви в Эль Пасо епархиального и городского архитектора Лас Пальмас Лауреано Арройо.
 
В противоположность ситуации на Ла Пальме, упадок, в котором находились соборы на Ла Гомере после Реставрации Альфонсо, потребовал провести работы по восстановлению этих зданий согласно Конкордату 1851 г. Именно здесь (пример – церковь Сан Хуан Баутиста – San Juan Bautista – в Вальеэрмосо) можно четко установить границу между старыми и новыми строительными приемами в религиозной архитектуре Канарских островов. Стены стали вновь складывать из необтесанного камня, а облицовка тесаным камнем осталась забытым элементом прошлого в строительной практике. Не удивительно, что и архитекторы на Ла Гомере не стремились воплотить в жизнь свои лучшие сюжеты, создавая далеко не самые интересные проекты.
 
Церковь Сан Маркос де Агуло (San Marcos de Agulo) представляет собой интересный проект, хотя его элементы (двери, окна, башни, купола) и были позаимствованы из совершенно разных архитектурных моделей разных школ. Однако архитектору Антонио Пинтору удалось гармонично все это соединить, поэтому работа оказалась весьма интересной.
 
Гораздо меньше повезло собору Энкарнасьон де Эрмига (Encarnacion de Hermigua), строительные работы над которым длились почти 30 лет. Проект оказался безвкусным, к тому же во время строительства был допущен ряд ошибок.
 
 
Модерн
 
Если взглянуть на канарские города, можно подумать, что модерн появлялся здесь совершенно случайно, поскольку в этом стиле выполнено всего несколько зданий. Однако качество проектов и их логичность в рамках широкой панорамы эклектизма придает канарскому модерну серьезный вес. Хронология модерна является самой непродолжительной среди всех художественных направлений, появлявшихся на Канарских островах,– всего десять лет (1903-1913). Здесь можно выделить два направления: стиль большинства, подчиняющегося моде, и меньшинства, характеристиками которого стали высокий уровень жизни и дух космополитизма.
 
Идеи этого меньшинства были часто непонятны широкой публике и расценивались как таинственные. Однако, с другой стороны, это было своеобразным знаком отличия, который во многом выражался в эстетических установках.
 
Сначала модерн возникает здесь в исполнении орнамента. Антонио Пинтор и Лауреано Арройо использовали отдельные элементы при создании дома Эльдер (Elder) в Санта Крус де Тенерифе и дома Негрин (Negrín) в Лас Пальмас де Гран Канария. Кроме того, один из четырех домов, созданных Пинтором в районе Дуджи (Duggi), также выполнен в стиле модерн, причем это один из немногих образцов, не относящихся к архитектуре буржуазии. Почти сразу после этого на первый план выдвигаются Марьяно Эстанга со старым Мореходным клубом в Санта Крус де Тенерифе и Фернандо Наварро в Лас Пальмас.
 
Среди канарских архитекторов, работавших в стиле модерн, нужно отметить Антонио Пинтора, Лауреано Арройо, Марьяно Эстангу, Фернандо Наварро и Пелайо Лопеса. Антонио Пинтор привнес в канарскую архитектуру декоративный элемент модерна, украшая фасады зданий. Некоторые его работы пронизаны удивительным мастерством, как, например, не сохранившийся дом Альварес (Álvarez, 1912). Остальные работы Пинтора отличают очевидные заимствования у других архитекторов. Его проект дома Гутьеррес (Gutiérrez, 1907) – копия дома Кальвет (Calvet), что создал несколькими годами раньше Гауди в Барселоне. Кроме того, Пинтор умел находить интересные пространственные решения и новаторски работал с чертежами. Это демонстрировал несуществующий сегодня дом Амиго (Amigó, 1905). Лауреано Арройо прибыл на Канарские острова, будучи уже состоявшимся архитектором, до этого он много работал в Барселоне, участвовал в Международной выставке 1888 г. Интересна и фигура Пелайо Лопеса, чьей главной проблемой было позднее появление, не позволившее ему в полной мере раскрыть свою креативность; это был яркий, но короткий эпилог стиля модерн.
 
Архитектура модерна на Канарских островах быстро присоединилась к общему чувству синкретизма местного искусства. Здесь не просто использовались модели разных школ; в одной работе соединялись принципы, имевшие различное происхождение. Наглядным примером служил не сохранившийся дом Каса де Хуан Марти Деэса (Casa de Juan Martí Dehesa), на проект которого повлияли приемы art-nouveau, итальянского liberty, венского secession и даже японизма. Если попытаться проследить эволюцию, сначала периодически появляется liberty (старое здание Мореходного клуба) под влиянием французской школы (старое здание аптеки Кастело – Castelo - в Санта Крус де Тенерифе, 1903 г.). Хотя эта линия развития поддерживается, и создается целый ряд зданий, в 1905 г., когда строится дом Кинтеро (Quintero), уже в нем появляются элементы венской школы.
 
В Лас Пальмас, без сомнения, в это время развивается уникальный архитектурный феномен – здесь используются принципы бельгийской школы. На это влияли отдельные представители буржуазии, чье образование начиналось в Бельгии. Один из наиболее ярких примеров – современный Фармацевтический колледж (Colegio de Farmacéuticos) на площади Санта Ана (Plaza de Santa Ana).
 
Кульминацией стиля модерн считается особняк Николаса Марти Деэсы (1912 г). в Санта Крус де Тенерифе, отличное решение пространства и формы, в котором прослеживаются ключевые на сегодняшний день приемы, не замеченные тогда. Следующий шаг, который должен был быть – применение португальского опыта с отказом от орнамента – запоздал почти на 20 лет.
 
Концепт орнамента развивался параллельно с развитием школы. В это время использовался орнамент «удар хлыстом» (coup de fouet), который придавал зданиям этого времени изящество. Растительный орнамент отходил на второй план или исчезал совсем. С закреплением венской школы проекты теряют естественность и громоздкость, сокращается количество орнамента некоторых элементов постройки.
 
Нужно сказать, что архитектура модерна на Канарских островах являлась частью культурного феномена эклектизма. Формы становились более вульгарны, терялись изящество и элегантность. Годами позже, в проектах домашних интерьеров стала доминировать линия, основанная на меблировке в стиле сецессии, уже вырождавшемся, поэтому канарский средний класс называл этот стиль «то, что есть у всех нас» (todos tenemos). В больших особняках, которые Пикаса проектировал в 1920-х гг., из украшений использовались гипсовые и железные изделия, мозаики и прочее – все то, что Европа давно экспортировала в колонии.
 
Несмотря на короткий хронологический период, присутствие стиля модерн на островах чувствовалось и много лет спустя. В проектах интерьеров модерн был вытеснен лишь триумфом art-decó, однако в украшении внешних элементов (особенно растительным орнаментом) модерн господствовал до кризиса эклектического орнамента, т.е. до конца 1920-х гг.

Главная | Новости | Канары | Отдых | Погода | Фото дня | Карты Канар | Веб-камеры | Форум
© 2007 IC7.ru См. раздел: Копирайт - защита и условия использования материалов ресурса. Администратор: mar@ic7.ru