Канарские новости | Фото дня | Погода | Веб-камеры | Карты Канарских островов
Канарские острова
Карта Канарских островов
Espanol
English

Поиск

Порто франко - особые преимущества экономики Канарских островoв

Порто-франко – одно из важнейших преимуществ Канарских островов, полученное ими в 1852 г. Эта система означала признание Правительством Испании особенностей торговли на Канарских островах благодаря их островному положению и удаленности от основных европейских рынков. Порто-франко - это вольная гавань, порт на побережье или внутренний порт, который пользуется правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Таким образом, в отличие от остальной территории государства, где определяющей была политика протекционизма, на Канарских островах был установлен особый режим свободной торговли, согласно которому пошлины на товары и суда, заходившие в порты архипелага, были значительно снижены. Это событие явилось одной из главных вех в истории архипелага, поскольку открытие портов было очень выгодно для канарской торговли. Порты архипелага превратились в места, куда заходили суда под всеми флагами, что, несомненно, способствовало индустриальному развитию государства.
Борьба за получение этого статуса была долгой и трудной. Канарский архипелаг исторически был уникальной зоной со своими особенностями, поэтому попытки испанского правительства установить единую налоговую систему неизменно сталкивались с интересами канарских купцов.
С 1814 г. начинается кризис на рынке виноделия и снижение стоимости зольника – растения, использовавшегося для изготовления соды, необходимой в производстве мыла. Зольник также составлял неотъемлемую часть канарского рынка. Эти тревожные сигналы побудили выступить представителей от Канарских островов в Кортесах – испанском Парламенте – с предложением сделать архипелаг особой экономической зоной. Они пытались убедить членов Правительства, что применение на практике унифицирующей экономической политики негативно сказывается на положении Канарских островов на международном рынке, т. к. острова находятся далеко от столицы и исторически имеют особые экономические и социальные условия, заметно отличающиеся от континентальных. Идеи сторонников свободной торговли нашли отклик среди коммерческой буржуазии во время процесса ее консолидации в первой половине XIX в. Наиболее активные обсуждения по поводу таможенного режима на Канарских островах проходили, когда у власти находились либералы – в 1810-1813 гг. и в 1820-1823 гг.
Результатом стало то, что уже в 1813 г. Кортесы определяли Канарские острова как особую зону. В этом отношении интерес представляет запись, сделанная для Сообщения Комиссии, ответственной за составление отчета о выборах депутатов в Кортесы: «…с учетом особого географического положение, территориального деление, неоднородности населения и расстояния в 72 лиги между Лансароте и Эль Йерро, самым западным островом архипелага, Канарские острова составляют провинцию, полностью отличающуюся от Кастилии, к которой в любой из ее частей с трудом могут быть применены распоряжения, принятые на Иберийском полуострове, какими бы четкими и ясными они ни казались…»
 
Канарский депутат Хосе Мерфи и Мид, торговец с Тенерифе ирландского происхождения, пытался убедить Кортесы в годы Либерального трехлетия (1820-1823) и другие составы правительства, что введение унифицированной фискальной и таможенной системы на Канарских островах является серьезной ошибкой. Его идеи собраны в «Кратких размышлениях о новых таможенных пошлинах, установленных законодательной властью в 1820 г, в их применении к Канарским островам». В этой работе Мерфи отмечает, что «Канарские острова – провинция между Европой и Америкой, значительно удаленная от обеих частей света и поэтому нуждающаяся в системе администрации, отличной от систем упомянутых регионов. По этой причине сельскохозяйственные и торговые интересы Канарских островов отличные, если даже не противоположные интересам Иберийского полуострова». В итоге Мерфи делает вывод: «Очевидно, что к Канарским островам не могут быть применены правила или система администрации, применимые к провинциям на полуострове, поскольку они окажутся неестественными для этого региона…» Борясь с фискальной и таможенной унификацией и будучи сторонником свободной торговли, Мерфи также был ярым защитником идеи необходимости развития коммерческих и морских связей между островами архипелага.
Важнейшей целью различных политических и экономических сил Канарских островов было установление таможенного режима, который восстановил бы прежний товарооборот и сделал порты Канарских островов привлекательными для морской торговли. Выдвигаемыми требованиями было установление свободной торговли и порто-франко. К счастью, давление, оказываемое торговцами и политиками архипелага, привело к реализации их требований. Но прежде чем решиться на столь серьезные шаги, Кортесы в январе 1822 г. приняли декрет об отказе о введении на Канарских островах общих таможенных пошлин.
После реставрации власти Фернандо VII в 1823 г. начался период, отмеченный введением как протекционистских, так и фритредерских законов. В 1831 г. была введена Пошлина свободной торговли, вполне отвечавшая чаяниям канарских торговцев. В то же время испанским правительством были предприняты меры по восстановлению активности канарской экономики (культивирование табака, ловля рыбы в Африке, посадки тропических фруктов и т. д.) В результате правительство решилось убрать все помехи на пути свободной торговли Канарских островов, видя успешность этого направления экономической политики.
 
Хотя введение новых таможенных пошлин протекционистского толка в 1844 г. приостановило действие особого режима на Канарских островах, окончательное признание архипелага как особой экономической зоны необратимо должно было состояться. 11 июня 1852 г. кабинетом министров во главе с Браво Мурильо был подписан указ о создании на Канарских островах зоны порто-франко. С подписанием этого указа на архипелаге устанавливался режим свободной торговли в отличие от остальной территории государства, где преобладала система протекционизма. Канарские острова получили возможность пользоваться наиболее выгодными условиями торговли.
В результате уже скоро значительно вырос товарооборот в портах и объемы экспорта. Новая система способствовала экономическому развитию архипелага. Торговцы теперь имели возможность экспериментировать с новыми видами товаров - например, мокрицей, которая активно стала использоваться благодаря своим красящим свойствам в текстильной промышленности. В рамках порто-франко объемы экспорта мокрицы значительно выросли, поскольку товары были освобождены от тяжелого налогового бремени. Вскоре новая отрасль экспортного производства покрыла дефицит канарского бюджета. Это стало началом новой экономической эпохи. Благодаря мокрице, как раньше сахару или вину, на Канарских островах стал формироваться новый тип общества и экономики. Архипелаг снова стал частью экономического пространства Северной Европы.
Результаты нового таможенного режима были одобрены общественным мнением страны. Экономика архипелага была восстановлена и стала активно развиваться благодаря развитию портов и торговли. Канарские острова стали привлекательны в экономическом плане для иностранных предприятий, главным образом, английских, связанных с торговой и портовой деятельностью. Эти фирмы вкладывали огромные суммы в развитие и модернизацию городских и портовых центров. Новый режим, кроме того, упростил внедрение в различные отрасли канарской экономики и производства новых технологий. Так, на Канарских островах появились новые модели сельскохозяйственной техники и удобрения, что вело к увеличению объемов продукции. Также система порто-франко открыла для канарской экономики такие отрасли, как рыболовство и возделывание табака. Конечно, теперь местным товарам приходилось быть конкурентоспособными по сравнению с заграничными.
Система порто-франко была подтверждена указом 1870 г. и стала носить с тех пор постоянный характер. Канарские острова, таким образом, превратились в особую экономическую зону, какой остаются до сих пор.

Главная | Новости | Канары | Отдых | Погода | Фото дня | Карты Канар | Веб-камеры | Форум
© 2007 IC7.ru См. раздел: Копирайт - защита и условия использования материалов ресурса. Администратор: mar@ic7.ru