Архитектура Канарских островов: XV - XVI вв. (продолжение)
01/03/2010
Поэтому логично предположить, что эстетические архитектурные программы были, в основном, сведены к декоративным аспектам. Без сомнения, когда речь идет о включении каких-либо образцов в рамки определенного стиля, в первую очередь анализируются наиболее яркие внешне стороны архитектурного ансамбля. Эволюция других частей здания, например, структурной или пространственной, в хронологической перспективе минимальна. Если оставить в стороне декоративный аспект, то эта эволюция будет выражаться в легких местных вариациях. Местный стиль уходит корнями в стиль мудехар, который, укоренившись на архипелаге, приобрел здесь свою особенную неповторимость. Получившаяся модель подчиняется следующей схеме: возведение стен из необтесанного камня, нефы с колоннами в классическом порядке, поддерживающие полукруглые арки, над которыми размещаются стропила по законам стиля мудехар, и плоская верхняя часть.
Что касается гражданской архитектуры, количество этажей в здании обычно не превышает трех, а в центре находится дворик. Также характерной чертой являются окна, открывающиеся вертикально, - наследие северных традиций, попавшее сюда через Португалию. Иногда они дополняются маленькими оконцами цокольного этажа. Кровля выполняется из желобчатой черепицы. Балкон, венецианское окно или галерея, в зависимости от возможностей хозяев могли превращаться в элементы удивительной роскоши. На Канарских островах скудность материалов компенсировалась искусностью работы с ними, например, с деревом. Это прослеживается как во внешней отделке (створки, навесы, фигурные водостоки, балконы), так и в интерьере (каркас, подпорки, ставни). В случае с соборами главные стилистические особенности выражались в декорировании, а не конструкции. Касательно архитектуры Канарского архипелага сложно говорить о ренессансе или барокко, скорее, это здания в стиле мудехар с ренессансными или барочными чертами.
Образцы религиозной архитектуры архипелага ясно очерчиваются к концу ХVI в. с появлением тосканского архитектурного ордена. С тех пор и до начала XIX в. формальная схема повторяется практически механически, изменяясь только в исключительных случаях, если надо было подчеркнуть уникальность здания (приход Консепсьон в Ла Оротаве на Тенерифе – Parroquía de la Concepción de La Orotava), если потребности заказчика сильно отличались от местных особенностей (Собор иезуитов в Лас Пальмас де Гран Канария) или если дело заключалось в простом подражании (древний приход Лос Ремедиос в Ла Лагуне на Тенерифе –Parroquía de Los Remedios). Все эти здания были воздвигнуты во второй половине XVIII в., когда местная модель начала разрушаться под напором нового поколения, защищавшего идею соответствия канарской архитектуры европейским параметрам.
Без сомнения, формальная стабильность, которую мы видим, не может быть применима с той же строгостью по отношению к пространственному аспекту зданий. Можно предположить, что в рамках религиозной архитектуры XVI в. при строительстве только двух соборов особое внимание уделялось пространственному аспекту – это Кафедральный собор (Catedral) в Лас Пальмас де Гран Канария и церковь Консепсьон (Concepción) в Ла Лагуне, главный приход на Тенерифе. В остальных случаях со времен завоевания возводились маленькие обители, которые затем надо было перестраивать в соответствии с увеличением населения местности, добавляя в существующие образцы соборов новые пространства.
В свете такой разнородности нельзя не задержаться на монастырских соборах королевских городов, некоторые из которых были даже больше похожи на образцы в стиле мудехар Иберийского полуострова (собор монастыря Санто Доминго в Санта Крус де Ла Пальма – Convento de Santo Domingo).
Все темы
|