Архитектура Канарских островов: романтический классицизм
25/05/2010
Романтический классицизм - стиль, преобладавший в архитектуре во второй половине XIX в., имел на Канарских островах свои особенности и вариации:
В Санта Крус де Тенерифе:
- Фасад представляет собой весьма скромную работу, минимум орнамента и строгость.
- В некоторых зонах выделяются особые элементы фасада (оконные и дверные проемы).
- Постоянным становится использование тесаного камня, что до этого встречалось скорее случайно.
В Лас Пальмас де Гран Канария:
- Более выразительные фасады, чем на Тенерифе, с использованием орнамента.
- Тонкая работа с камнем, что позволяло даже вызывать каменотесов Гран Канарии на другие острова.
- Украшения из необтесанного камня как декоративные формы.
На обоих островах можно выделить общие тенденции:
- Канон исполнения дверных и оконных проемов приобретает уникальную стройность и вытягивается по вертикали.
- Повсеместным становится использование железа – как в структуре здания, так и для украшения.
Примеры архитектуры этого времени представляют собой как следование строгой академичности, так и свободные вариации. Среди крупных инженеров архипелага наблюдается концептуальная зрелость, что давало большую свободу в работе.
Во второй половине XIX в. в крупнейших канарских городах наблюдается такой феномен, как полное обновление в области строительства зданий. Архитектура вступает на путь служения обществу; особенности конструкции теперь тесно связаны с общественной функцией здания. Новый административный центр Канарского архипелага – Санта Крус де Тенерифе – требует сооружения зданий, в которых разместились бы различные институты власти и чиновники. Новая буржуазия, в свою очередь, также требует создания различных центров. Новый статус города привлекает сюда целый поток мигрантов, а также позволяет реализовать новые строительные модели.
Поэтому менее чем за 40 лет здесь появляются все необходимые типы общественных заведений, отвечающие требованиям буржуазии, а также новые административные центры. К тому же разворачивается широкое строительство частных домов - как по личной инициативе, так и благодаря различным строительным организациям.
Лас Пальмас де Гран Канария представляет собой крупный город, также боровшийся за звание столицы. Постепенно инфраструктура достигает здесь соответствующего уровня, а по некоторым показателям в последующие годы Лас Пальмас даже превосходит Санта Крус де Тенерифе. В это время меняется облик города, во многом благодаря инженеру Мануэлю де Леон и Фалькон. Удачная политика ведет к обновлению города: появляются проспекты, рынки, театры, площади, мосты и бессчетное количество зданий по личной и административной инициативе.
На Ла Пальме второй период классицизма не был столь блистательным. Романтическому классицизму не хватало здесь тех качеств, которые были присущи архитектуре в предыдущие 50 лет. В общем, мастера поддерживали здесь свой характерный стиль, однако в меньших масштабах. Стиль оказался уже устаревшим и повторял старые варианты, не предлагая ничего нового. Однако здесь также происходили трансформации в каноне дверных и оконных проемов, а камень использовался все реже и реже, его заменяла древесина.
Наиболее яркая фигура этого периода – Фелипе де Пас Перес. Самоучка, он построил на Ла Пальме немалое число зданий и даже участвовал в постройке здания Муниципалитета (Ayuntamiento) в Санта Крус де Ла Пальма. Проблема была в том, что ему приходилось выдерживать натиск мастеров, которым несправедливо присваивались титулы и заслуги.
Качество работы Фелипе де Паса можно созерцать в том, как он изменил эскизы столичной рыночной площади Пласа дель Меркадо (Plaza del Mercado) Луиса Б. Перейры. Фелипе де Пас предложил весьма свободный классицизм, близкий к идеям Мануэля де Ораа. Позднее в его работе классицизм сменился эклектизмом, что видно в проекте больницы Оспиталь де Долорес (Hospital de Dolores).
Все темы
|