Архитектура Канарских островов: эклектизм (продолжение)
09/06/2010
В Лас Пальмас де Гран Канария счастливая для жителей острова случайность – болезнь супруги – заставила архитектора Лауреано Арройо поселиться на Гран Канарии. Этот архитектор из Барселоны привнес на остров не только свой богатый профессиональный опыт, но также стал первым архитектором города (после короткого пребывания в этом качестве Лопеса Эчегарреты), что позволило освободить столицу от зависимости от мастеров-строителей, идеи которых были всегда беднее, а также от зависимости от архитекторов из Санта Крус.
Секрет долгого существования этого стиля кроется в его способности изменяться и сближаться с другими стилями, которые появлялись во время его развития; при этом многие формальные решения заимствовались и адаптировались к особенностям эклектизма. Поэтому, когда в начале ХХ в. модерн предложил новую эстетическую программу, эклектизм оставил строгость, воспринятую от классицизма, чтобы начать новый путь развития, более роскошный, с богатым натуралистическим орнаментом, разбавленный старыми находками предыдущей эпохи. Так развитие эклектизма было доведено до кульминации, которая являлась соединением разнородных элементов. Ситуации благоприятствовали экономическое положение, выражавшееся в быстром росте городов, способность быстро воспринимать новый стиль (что позволяло удовлетворять потребности различных социальных слоев), а также союз инженеров, получавших различное образование, но имевших общее кредо. Все это придавало эклектизму такое богатство и разнообразие, которое никогда более не повторилось.
Эйфория была прервана Первой мировой войной. Внезапно разразившийся экономический кризис прервал поставки материалов для строительства. Инженеры по разным причинам стали исчезать, модерн перестал интересовать их как архитектурный стиль, и в течение нескольких лет (1914-1920) оставалось всего несколько инженеров, которым приходилось в одиночку решать массу проблем. Решением стала идея возвращения к классицизму, но оно было поспешным и, как следствие, незрелым и лишенным творческого начала. Все это провоцировало начало одного из самых бедных в архитектурном плане периодов в истории Канарских островов.
К счастью, новое поколение архитекторов оправдало ожидания обновлений. Двое из них, Доминго Пикаса и Мигель Мартин, открывают этап, который можно назвать эпилогом огромного цикла. Если первый использовал в качестве соединяющего мостика основы французского необарокко, то второй исходил из основ испанского пуризма, широко распространенного на Иберийском полуострове. В результате этого канарский эклектизм выбрался из положения собственной посредственности и активно развивался еще в течение десятилетия. Восстановление экономики и возвращение учителей отразились на активном строительстве, одним из наивысших пиков которого явились 1926-1927 гг. Декорирование удовлетворяло интересы заказчика, инженера и городской администрации; вопросы использования пространства отодвигались на второй план.
Очевидной, без сомнения, была необходимость направить развитие архитектурных вкусов по пути, по которому они развивались во всей Европе.
Все темы
|