Архитектура Канарских островов: эклектизм (заключение)
02/07/2010
Как и на остальной территории Канарского архипелага, на Ла Пальме альтернатива классицизму выражалась в существовании феномена, в котором два разных архитектурных стиля существовали без видимой разделительной границы. Весьма часто архитектурные находки комбинировались достаточно беспорядочно, стилистические линии переплетались. При этом получался эклектизм с преобладанием изящной линии декора.
Эклектизм достиг наивысшего расцвета в работах Пелайо Лопеса, однако еще раньше можно найти отдельные случайные элементы. В таких случаях дома, выполненные в классицистическом стиле, обновлялись с целью смягчить строгость стиля, который в 1900-е гг. казался заказчикам слишком строгим. Примерами здесь служат дом Амадор (Amador), реконструированный в 1870, и дом Кабрера (Cabrera) в Санта Крус. С годами же подобные решения встречались все реже, а эклектизм, прочно укоренившийся на архипелаге четвертью века раньше, становился более зрелым. В Санта Крус образцами этого периода являются дом Поджио (Poggio, 1922) и дом Карильо (Carillo, 1924). Оба дома представляют собой богато украшенные сооружения, в которых неясные очертания классицистических форм только обогащают фасады; убранство домов весьма разнообразно как в строительном, так и в типологическом плане.
Верность традиции и уважение, которым в начале ХХ в. пользовался труд мастеров-строителей, поддерживал их высокую активность до 1940-х гг. Огромное влияние на новые сооружения оказывали сами архитекторы и их работа, но их решения были все более архаичными, а формы – менее изящными. Ярким примером здесь служит проект Фелипе де Паса, составленный в 1906 г. для фасада больницы Долорес (Hospital de Dolores) в Санта Крус де Ла Пальма, но так и не реализованный. Габриэль Дуке – автор поздних и изысканных образцов: дом Карбальо (Carballo, 1929) и Дом Валькарсель (Casa Valcárcel, 1929).
Отдельного внимания на Канарских островах заслуживает индейская архитектура, поскольку образцы ее уникальны. Обычно возвращение эмигрантов на другие острова характеризовалось объединением с тем социальным пространством, к которому эмигранты принадлежали до своего перемещения. На Ла Пальме, как в северо-испанском мире эмигрантов, индейцы поселялись с целью подчеркнуть свой новый экономический статус. Они возводили дома в сельской местности или также в пригородах. Логично, что в таких случаях получались наиболее яркие образцы эклектизма – они выражали все богатство и совершенно невероятные стилевые сочетания. При сооружении этих зданий использовались принципы и art nouveau, и art decó. Одна из наиболее известных работ в данном случае – Желтый дом (Каса Амарилья - Casa Amarilla) в Бренья Альта. Также множество примеров можно найти в Масо, Эль Пасо, Лос Льянос де Аридане и других городах.
Все темы
|