Архитектура Канарских островов: историцизм (продолжение)
01/09/2010
Итак, одни организации, по обыкновению, придерживались правил классицизма для возведения своих зданий, другие общества пытались выделиться с помощью использования приемов модернизма (Мореходный клуб - Club Náutico - в Санта Крус де Тенерифе) или возвращения к барокко (Кружок друзей – Círculo de Amistad). Оставалась буржуазия, которая образовала в Лас Пальмас целый район в стиле историцизма – Тафира (Tafira), сделав, по сути, его своей второй резиденцией.
На Тенерифе ситуация выглядела несколько иначе: буржуазия проводила лето в Ла Лагуне или в Такоронте и предпочитала в качестве летних резиденций традиционные сельские дома, наиболее типичные для этой местности.
Такой феномен, как постройка вилл в окрестностях городов, встречается на Тенерифе нечасто. Виллы Кристобаля Ботеля или доктора Ковьелы нельзя считать примерами, из которых можно было бы извлечь какие-то выводы; скорее, это исключения. По чертежам с ними сходен отель Кисисана (Hotel Quisisana). Здесь надо упомянуть такого архитектора, как Мариано Эстанга. Его работы очень немногочисленны, но уникальны. Он предпочитал археологический историцизм, неординарно подходил к выбору материалов и форм.
В рамках такого эклектизма на Гран Канарии необходимо отметить одну уникальную работу - как по своим чертежам, так и по техническим и прочим характеристикам. Речь идет о церкви Сан Хуан Баутиста (Iglesia de San Juan Bautista) в Арукасе. Для выбора проекта этой церкви был учрежден конкурс, который выиграл каталонец, живший в Барселоне, - Мануэль Вега Марч, в 1908 г. Данный проект порывает со всеми традиционными для острова принципами и продолжает линию развития каталонского ренессанса, начатую Хоаном Марторели. Директор работ по строительству этой церкви, Фернандо Наварра, оживил в ней традиции искусства каменотесов Арукаса.
С 1908 г. развитие историцизма на архипелаге входит в свою завершающую стадию. Возникают лишь отдельные образцы, такие, как беседки кладбища Санта Ластения (Santa Lastenia) или дом Симон (Casa Simón) в 1930 г. Если церковь нуждалась в эти годы в новой постройке (часовня Сьервас де Мария - Capilla de las Siervas de Maria), работы всегда выполнялись в стиле эклектизма, поскольку историческая память стала чем-то крайне неясным. К проектам добавлялись какие-либо элементы, которые могли исполнять функцию символа христианской веры.
В 1920 г. наблюдается недолгий подъем интереса к восточной экзотике, главным образом, арабской. На это повлияла французская новелистика. Данный феномен нашел выражение в редких декоративных элементах интерьеров зданий, в настоящее же время практически ничего не сохранилось.
Все темы
|