Архитектура Канарских островов: эклектизм
01/06/2010
С течением лет эта идея будет возвращаться на архипелаг циклически. С другой стороны, нельзя забывать о том, что эклектизм соседствовал с триумфом буржуазии, и на архипелаге этот феномен повторялся неоднократно – с определенными особенностями своего времени, происходившими из-за расстояния, разделявшего архипелаг с эпицентром возникновения конкретного феномена.
Педагогическая работа, которую начал Мануэль де Ораа во времена классицизма на Канарских островах, была огромной и продолжительной, но этот феномен, феномен классицизма, не мог длиться вечно. Сам Ораа стал первым, кто открыл возможность смены курса, поскольку использовал менее ортодоксальные классицистические модели, что порождало большую свободу при весьма нетвердых постулатах. Эта тенденция появилась, когда был составлен проект несуществующего сегодня дома Луго Винья (Lugo Vina) в Санта Крус де Тенерифе (1862 г.) в стиле неоренессанса. Позднее она закрепилась в Обществе взаимопомощи и бесплатного обучения (Sociedad de Socorros Mutuos y Enseňanza Gratuita) Школы художеств и должностей (Escuela de Artes y Oficios), приняв черты маньеризма. Конечно, один человек с академическим образованием не мог явиться причиной смены курса. Этот феномен не выжил из-за недостаточного осознания его направления. Лишь следующее поколение архитекторов из незадолго до этого созданной школы архитектуры (Escuela de Arquitectura) обладало большей свободой и открытостью всему новому.
В Лас Пальмас романтический классицизм был наиболее высокопарным, поэтому процесс эволюции форм происходил здесь без заметных переломов. Местные архитекторы обычно в полной мере реализовывали программу по украшению здания, а формальные правила поддерживали весьма дискретную эволюцию стиля, поэтому зачастую невозможно распознать, где заканчивается один период и начинается другой.
В Санта Крус де Тенерифе в течение долгого времени определяющими были вкусы заказчика, связанные с романтическим классицизмом. Поэтому эклектизм там появляется позже. Новое поколение инженеров смогло начать применять приемы, которые использовал Ораа в последние годы своей деятельности: нарушалась формальная умеренность классицизма из-за введения «чуждых» элементов. Наблюдать подобную работу можно в обновленном фасаде дома Каса Корбелла (Casa Corbella, 1881).
Следующим шагом стало полное освобождение от наследства классицизма, к чему заказчики не были готовы. Нужно было найти инициатора, который бы при этом не чувствовал свою прямую ответственность. Продолжить начатое оказалось возможным благодаря Обществу строительства и городских реформ (Sociedad de Edificaciones y Reformas Urbanas), чьи сооружения не возглавлялись конкретным заказчиком, а продавались на аукционе. Это позволило архитекторам применить в полной мере творческий подход. Первые сооружения, однако, показывают еще присутствие классицизма в украшениях, округлых формах и различных элементах.
Все темы
|